Устройство, принцип работы и выбор мультиклапана для ГБО автомобиля

Запорная арматура в газобаллонном оборудовании первых образцов выполняла самые простые функции: закрытие или открытие подачи газового топлива. Современный мультиклапан ГБО 2-4 поколения — многофункциональное устройство, решающее целый ряд задач.

Виды и назначение

Устройство и работа мультиклапана ГБО в автомобиле, предусматривает ряд функций:

  • исполнительная;
  • запорная;
  • предохранительная;
  • контролирующая.

По степени безопасности существует два основных класса (группы): A и B.

Механизм старого образца (класс B) запрещён к эксплуатации в ряде европейских стран, ввиду отсутствия в его конструкции предохранительного (аварийного) клапана.

В зависимости от типа газовых баков, устройства различают:

  1. Для баллонов цилиндрической формы.
  2. Для тороидальных емкостей.

Как устроен мультиклапан ГБО?

Комплектация современного механизма класса А (он же европа 2 или класс 3) состоит из:

  • Металлический корпус (латунь), с отверстиями для впускной 8мм и выходной 6мм магистралей.
  • Переходники/уголки для трубок.
  • Запорный вентиль (кран) выходного канала.
  • Узел отсекания с поплавком.
  • Датчик-указатель уровня газа на магнитном приводе.
  • Заборная трубка с фильтром-сеточкой.
  • Уплотнительное кольцо/прокладка.

Клапаны:

  • Аварийный/предохранительный (может комплектоваться трубкой сброса паровой фазы);
  • скоростной клапан;
  • обратный;
  • отсечки;
  • электромагнитный клапан;
  • температурный.
Конструкция блока баллонной арматуры

Как работает?

Принцип работы мультиклапана ГБО следующий, при заправке сжиженный газ через ВЗУ по входной магистрали поступает к запорной арматуре, где преодолевая усилие возвратных пружин клапанов (обратного и отсечки), попадает в баллон.

Заполнив нужный объём, жидкая фракция газовой смеси передвигает поплавок к верху бака. Поплавок через шток проворачивает полумесяц, по которому скользит стержень клапана отсечки.

В тот момент, когда наполнение завершено, под входным давлением газа, стержень выстреливает, освободившись от препятствия (полумесяца), а клапан запирает канал входа. После отключения заправочного пистолета клапан отсечки, под воздействием давления в баке, прижимается обратно к седлу.

Устройство отсечки

Шток поплавка также соединён с механизмом, который с помощью магнитов меняет положение стрелки указателя уровня газа. С целью контроля объема топлива непосредственно в салоне авто, конструкцию 4-го поколения дополняют специальным электромеханическим датчиком индикации.

Из баллона, через фильтр сетку по заборной трубке, пропан (LPG) попадает в канал скоростного клапана, далее к выходной магистрали на редуктор.

Заборник бывает пластиковый, медный или алюминиевый, также разной длинны и диаметра (как правило, 6 или 8 мм). Выбирается в зависимости от мощности двигателя автомобиля.

Виды приёмных трубок

Устройство скоростного клапана предотвращает утечку газа, при превышении скорости его потока более чем на 1 м/с (к примеру, из-за обрыва подающей магистрали под днищем авто). Давление пропана, пересиливая пружину, прижимает пластиковый клапан (или металлический шарик) к седлу, за счёт чего запирается выход топлива.

Аварийный (многоразовый) клапан, пружина которого, настроена на 25-27 атмосфер, стравливает излишки газа, при повышении давления в баллоне (например, из-за погодных условий).

Если предохранительный клапан комплектуется трубкой-приемником, которая направлена в верхнюю часть ёмкости, то через неё спускается именно паровая фаза топлива. Таким образом, происходит выравнивание давления, а газ выходит через патрубок вентиляционного короба за пределы транспортного средства.

Патрубок сброса газообразной фракции

Последние модификации класса A дополнительно оборудуются специальной электромагнитной катушкой (клапаном). Такое приспособление служит для перекрытия подачи газового топлива в автоматическом режиме. Как только прекращается напряжение на катушке, клапан закрывает отверстие. Управляется блоком управления ГБО (ЭБУ).

Также бывают виды мультиклапанов с температурным (противовзрывным) механизмом. В случае пожара, пластиковая вставка плавится в нем при нагреве 120 градусов и газ выходит наружу, что исключает взрыв баллона.

Вентиль/рукоятка предназначен для перекрытия подачи газа в ручном режиме (класс B предполагает наличие второго крана на впуске, для закрытия обеих линий).

Устройство баллонной арматуры (видео):

Какой мультиклапан лучше выбрать для ГБО 2 и 4 поколения?

Для каждого типа газовых баков подбирается свой блок арматуры. Основные параметры узла:

  • размер и исполнение баллона;
  • наличие защитных клапанов;
  • Ø расходной магистрали и заборника;
  • наличие датчика уровня;
  • комплектация (ВЗУ, защитная крышка, вентиляционная камера, патрубок парообразной фазы).

Выбор осуществляется по маркировке на корпусе. Пример: для тор емкости 180 — 30 где первые три цифры – высота сосуда в мм, вторые две — угол установки. Для цилиндрического 315-30 — диаметр баллона и угол монтажа.

Маркировка узла

Также по диаметру заборной трубки и выходного отверстия. Для объёмных двигателей на 6-8 цилиндров применяют 8 мм. Некоторые модели являются универсальными, диаметр выпускного канала на них меняется при помощи переходника. Длина приёмника тоже подбирается под высоту баллона. Для тор емкостей существуют разновидности внутреннего и наружного исполнения.

После 3-5 лет эксплуатации, часто невозможно демонтировать устройство. Поэтому к наружным баллонам на мультиклапан дополнительно ставится защитный кожух/чехол от агрессивной среды.

Известны основные производители газобаллонного оборудования. Все они выпускают продукцию в различных комплектациях. Важно понимать, что на самые популярные узлы всегда предоставляется гарантия, а также доступность запчастей для ремонта. Но и подделывают их чаще. Наибольшей популярностью (опираясь на многочисленные отзывы) среди автовладельцев пользуются изделия компаний:

  1. Tomasetto (Томасетто) модели АТ 00, 01,02.
  2. Torelli (Торелли).
  3. Lovato (Ловато) LOV-T 00, 01.
  4. Atiker (Атикер).
  5. BRC (БРС).
  6. OMB (ОМБ).
  7. OMVL (ОМВЛ).
  8. Emer.
  9. Mimgas.
  10. Aldesa.
  11. Новогрудский MV-443 (Беларусь).

В целом не имеет значения, на какую газовую систему подбирается механизм, баллоны везде одни и те же. Для ГБО 1, 2, 3 и 4 поколения, монтажники оборудования, рекомендуют устанавливать мультиклапан только класса A (европа 2), в который уже базово входят все элементы защиты. Средняя цена на него 2200-4800 рублей, варьируется в зависимости от производителя и комплектации.

К тому же для первых поколений ГБО (без электронного контроллера), можно купить «мульт» без катушки, но с возможностью её установки (Торелли М 1 с заглушкой), а после перехода на 4 поколение, просто докупить электроклапан. Либо сразу подключить катушку от замка зажигания.

Заглушка под установку электроклапана

Как установить мультифункциональный клапан можно узнать из этой статьи.

С развитием газовых систем на авто, рынок наполнили подделки и некачественная продукция. К выбору нужно подойти внимательно, покупать оборудование желательно только у официальных представителей заводов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector