Устройство, принцип работы и выбор мультиклапана для ГБО автомобиля

Последнее обновление - 23 декабря 2019 в 11:40

Запорная арматура автомобильного газового оборудования первых образцов выполняла самые простые функции: закрытие или открытие подачи газа из баллона к редуктору-испарителю. Современный мультиклапан ГБО 1-4 поколения — это многофункциональное устройство, работа которого направлена на безопасное использование сжиженной прапан-бутановой смеси в качестве моторного топлива.

Где находится и для чего нужен мультиклапан

Клапанный блок устанавливается непосредственно в горловину газового баллона. Устройство и работа мультиклапана, предусматривает ряд функций:

  • контролирующая — наполнение емкости до заданных значений с возможностью отслеживания количества топлива
  • исполнительная – первичная очистка СНГ/LPG (сжиженного нефтяного газа) и его подача к двигателю
  • запорная – надежное хранение топливной смеси находящейся под давлением
  • предохранительная – отвод избыточного давления газа из баллона, которое может образоваться при повышении температуры окружающей среды, а также предотвращение утечек СНГ, причиной которых могут быть неисправности других элементов системы (например, обрыв магистрали).

Виды мультиклапанов

Существует три типа блоков баллонной арматуры, которые принципиально отличаются набором вспомогательных защитных механизмов — классы B, A, Е (евро), по европейской классификации класс 1, 2, 3.

Согласно правилам ЕЭК ООН №67 с поправками серии 01 (пункт 6 подпункты 6.3.1, 6.3.6, а также пункт 17 подпункты 17.3.1.2-17.3.1.5), при установке ГБО баллон оснащается следующей арматурой (которая может быть выполнена в одном блоке):

  1. 80-процентный стопорный клапан
  2. указатель уровня
  3. предохранительный клапан (разгрузочный)
  4. дистанционно регулируемый рабочий клапан с ограничительным клапаном (электроклапан)

Ссылка на документ: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2015/R067r4r.pdf

Так как конструкция мультиклапана первого класса (В) не содержит предохранительного клапана, а также оба вида арматуры (классы 1(В), 2 (А)) не имеют дистанционно регулируемого клапана (ЭМК), эксплуатация такого типа механизмов запрещена. Только механизм евростандарта обеспечивает максимальную защиту и безопасность.

МК класса Б, А, Е (слева направо)

В зависимости от типа газовых баков, устройства различаются:

  1. для баллонов цилиндрической формы
  2. для тороидальных внутренних и наружных емкостей.

Как устроен клапанный блок

Запорная арматура, в зависимости от производителя, отличается конструктивно и может комплектоваться вспомогательным оборудованием.

Устройство мультиклапана ГБО:

  1. металлический корпус (латунь), с отверстиями для впускной Ø 8 мм и расходной Ø 6/8 мм магистралей
  2. запорный вентиль (кран выходного канала)
  3. заборная трубка (металл или пластик) с фильтром-сеточкой
  4. уплотнительное кольцо/прокладка
  5. узел отсекания с поплавком
  6. привод датчика уровня газа магнитного действия (механический или электромеханический указатель часто продаётся отдельно)

Группа клапанов:

  • предохранительный/аварийный (комплектуется трубкой сброса паровой фазы)
  • скоростной
  • обратный
  • отсечки (80-процентный клапан)
  • электромагнитный (ЭМК)
  • температурный (пожарный)
Конструкция блока баллонной арматуры

Как работает мультиклапан

Принцип работы мультиклапана ГБО следующий, при наполнении баллона сжиженный газ через заправочный блок (ВЗУ – выносное заправочное устройство) по входной магистрали поступает к запорной арматуре, где преодолевая усилие возвратных пружин клапанов (обратного и отсечки), попадает в баллон.

По мере наполнения, жидкая фракция газовой смеси передвигает поплавок к верху бака. Поплавок через шток проворачивает полумесяц, по которому скользит стержень клапана отсечки (также привод отсечки может быть шестерёнчатого типа).

Система настроена таким образом, когда наполнение доходит до 80% от объёма сосуда, освободившись от препятствия полумесяца, стержень выстреливает под воздействием входного давлением газа, при этом клапан запирает канал входа. После отключения заправочного пистолета обратный клапан, из-за давления в баке, прижимается к седлу, тем самым перекрывая выход газа.

Устройство отсечки (МК Томасетто)

Шток поплавка также соединён с механизмом, который с помощью магнитов меняет положение стрелки указателя уровня газа. С целью контроля объема топлива на баллоне или непосредственно в салоне авто, для этого схему ГБО 4-го поколения дополняют специальным электромеханическим датчиком индикации.

Далее из баллона, через фильтр сетку по заборной трубке, пропан (LPG) попадает в канал скоростного клапана, затем по расходной магистрали к редуктору.

Заборник бывает пластиковый, медный или алюминиевый, также разной длинны и диаметра (как правило, 6 или 8 мм). Подбирается в зависимости от мощности двигателя автомобиля.

Виды приёмных трубок

Устройство скоростного клапана предотвращает утечку газа, при превышении скорости его потока более чем на 1 м/с (к примеру, из-за обрыва подающей магистрали под днищем авто). Давление газа, пересиливая пружину, прижимает пластиковый клапан (или металлический шарик) к седлу, за счёт чего запирается выход топлива.

Предохранительный клапан (разгрузочный/аварийный) стравливает избыточное давление газа, которое может появиться, например, из-за перепадов температуры при заезде зимой в теплый бокс или при изменении погодных условий. Механизм настроен на открытие с отметки 2 700 ± 100 кПа, устройство является многоразовым.

По правилам разгрузочный клапан должен устанавливаться в том месте резервуара, где пропан находится в газообразном состоянии, поэтому устройство комплектуется трубкой-приемником, которая направлена к верхней части ёмкости. С помощью неё происходит отбор именно паровой фазы топлива. Таким образом, осуществляется понижение давления в емкости, а газ выходит через патрубок вентиляционного короба за пределы транспортного средства.

Патрубок сброса газообразной фракции

Клапан с электромагнитной катушкой (дистанционно регулируемый) служит для перекрытия подачи газового топлива в автоматическом режиме. Как только прекращается напряжение на катушке, устройство перекрывает подачу. Управляется блоком управления ГБО (ЭБУ) и должен быть отрегулирован на срабатывание при остановке двигателя, не зависимо от положения выключателя зажигания. Исключением могут быть автомобили с системой старт-стоп.

Противовзрывной температурный механизм срабатывает при пожаре. С повышением температуры выше 120 °C ± 10 °C пластиковая вставка плавится, после чего клапан начинает открываться, и газ медленно выводится через вентиляцию или сгорает. Такая защита исключает взрыв баллона.

Вентиль/рукоятка предназначен для перекрытия подачи газа в ручном режиме (класс B имеет второй кран на впуске, для закрытия обеих линий).

Устройство баллонной арматуры на примере изделия фирмы Алдеса:

Выбор мультиклапана ГБО

При выборе блока арматуры в первую очередь необходимо знать параметры баллона (характеристики указываются на приваренной табличке бака). Важно помнить, что мультиклапан подбирается именно под конкретную ёмкость. Соответствующая маркировка нанесена на корпус блока не стираемым способом, где обязательно должны присутствовать диаметр или высота баллона, угол установки арматуры и соответствие сертификации по правилам ЕЭК №67-01.

Маркировка узла

Таблица подбора:

Тип баллонаЦилиндрическийТороидальный
Угол установки мультиклапана в горловину30°0°/30°
Мультиклапан подбирается поДиаметру емкостиВысоте тор баллона

Если установить не подходящую арматуру могут быть нарушены требования правил монтажа, что негативно повлияет на безопасность и удобство при эксплуатации авто.

  1. баллон должен наполняться не более чем на 80% от его объёма (пустое пространство необходимо для расширения газа)
  2. приёмная трубка должна забирать топливо с нижней точки бака, иначе на дне всегда будет оставаться топливо
  3. также могут быть искажены показания датчика уровня СНГ

Ко всему прочему нужно учитывать мощностные характеристики двигателя автомобиля. Например, для моторов мощностью от 140-150 л.с. желательно устанавливать мульт повышенной производительности, с диаметром выходного канала под трубку 8 мм.

ВЗУ и вентиляционная камера могут поставляться по отдельности или в общем комплекте. На наружный мультиклапан к тор баллону дополнительно ставится защитный кожух (протектор) от воздействий агрессивной среды.

Какого производителя выбрать

Несомненно, наибольшей популярностью пользуются изделия итальянских заводов, которые уже давно являются лидерами рынка:

  1. Tomasetto модель АТ02
  2. BRC модели Europa 2 и Europa 3
  3. Lovato LOV-T 01
  4. OMB
  5. Torelli (предпочтительно для рынка Украины)

Их надёжность доказана временем. Более того продукция этих заводов входит в установочные комплекты всех основных фирм производителей газового оборудования.

Менее распространены, но также хорошо справляются со своей задачей клапаны турецких фирм Atiker, Aldesa.

Баллонная арматура является одним из главных элементов безопасности газовой системы в автомобиле. Поэтому рекомендуем выбирать проверенные механизмы известных брендов, при этом опасаясь подделок.

Подобрать и купить мультиклапан ГБО Вы можете в каталоге нашего интернет-магазина, где представлены только качественные и оригинальные изделия от ведущих производителей по лучшим ценам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector