Последнее обновление - 11 февраля 2022 в 07:17
Ещё не так давно в системах газобаллонного оборудования, для передачи топлива под высоким давлением (пропан или метан) из баллона до редуктора, применялись только металлические магистрали. С развитием технологий им на смену пришли современные решения.
В этой статье мы расскажем, какие трубки лучше для ГБО медные или пластиковые, а также, как происходит замена медной трубки на пластиковую.
Виды трубок ГБО
По назначению газовый трубопровод высокого давления на авто бывает:
- заправочный – от ВЗУ до баллона (если установка пропановая то до мультиклапана);
- расходный — от бака до редуктора-испарителя.
Заправочная магистраль всегда 8 мм. Если мощность двигателя машины до 150 лошадиных сил расходная трубка 6 мм, свыше 150 желательно ставить 8 мм.
Ввиду высокого давления сжатого метана (200-250 атмосфер), для транзита газа в таких установках ГБО применяются только стальные магистрали.
Для пропан-бутановых систем существует три вида трубок. Отличаются они материалом изготовления:
- медные
- алюминиевые
- термопластиковые.
Плюсы и минусы
Медная трубка для ГБО до недавних времён была самым распространённым вариантом. Основными её преимуществами являются ремонтопригодность (ремонт выполняется методом пайки) и относительная дешевизна. А вот недостатков много:
- вступает в химическую реакцию с добавками пропан-бутановой смеси. Из-за чего появляется патина (окислы), которые забивают фильтры и даже выводят из строя форсунки
- со временем подвержена коррозии
- определённая сложность при монтаже, особенно на изгибах (имеет низкую эластичность)
- для качественной установки потребуется специальный инструмент (труборез, развальцовка)
- для обеспечения запаса при линейном расширении трубы, в случае сильного температурного перепада, необходимо делать компенсационное кольцо (петлю)
- легко подвергается механическому протиранию, не любит вибрационных нагрузок.
Алюминиевые трубки ГБО очень редко применяются при установке ГБО, к тому же они имеют схожие качества с медными, за исключением некоторых:
- не вступают в реакцию с пропаном
- проще при монтаже (из-за мягкости металла)
- дешевле
- менее ремонтопригодны
- при установке нужно использовать только алюминиевые ниппеля (бонки).
Также оба вида газовых трубопроводов бывают в защитной ПВХ оболочке (изоляции), что значительно спасает их от механических повреждений. Также трубки с изоляцией обязательны к установке, если поставить без оплётки могут возникнуть проблемы при регистрации оборудования.
Самая современная газовая магистраль для ГБО – пластиковая. Такие трубки состоят из трёх слоев: капроновый рукав, армирование из синтетических материалов, ПВХ оплётка, также они имеют маркировку, которая включает:
- наименование производителя
- тип применяемого топлива (LPG)
- рабочее давление (обычно 4.5 bar)
- внутренний диаметр
- дата изготовления рукава.
Термопластиковые трубки для ГБО обладают всеми недостающими качествами присущими медным/алюминиевым аналогам. Однако нюансы также имеются:
- цена немного выше алюминиевой магистрали, но ниже медной
- установку желательно осуществлять при помощи оригинальной фурнитуры (фитинги, переходники, гайки, обжимки)
- при установке потребуется большее количество монтажных скоб, т.к. трубка из-за мягкости склонна к провисанию.
Что лучше выбрать
Несомненно, что выбор магистрали для ГБО в каждом случае индивидуален. Некоторые установщики умудряются поставить на пропановую систему стальную трубу. Конечно, работать оборудование будет ничем не хуже, но ради чего прикладывать такие усилия не совсем понятно. Скорее всего здесь играет роль один из факторов: дешевизна стального трубопровода или ставят что было в наличии.
Однако же термопластиковый трубопровод на данный момент идеальное решение. Основные причины тому являются:
- отсутствие загрязнений из-за окислов (по этой причине можно даже увеличить интервал замены фильтров)
- простота в установке, особенно при самостоятельном монтаже.
Какого производителя выбрать и где купить
Основной бренд, представленный на рынке СНГ и являющийся несомненным лидером ниши — итальянская фирма FARO (Фаро), их продукция также может быть представлена под марками Digitronic (Диджитроник), SAVER (Сэйвер) и др. Главное при покупке не нарваться на некачественный товар, т.к. рынок наводнен подделками.
Лучше всего приобретать газовую магистраль в проверенных магазинах специализирующихся на продаже газобаллонного оборудования. В нашем интернет-магазине Вы можете купить оригинальную трубку для ГБО, длиной от 1 метра или цельными бухтами 25 и 50 м., а также всю необходимую фурнитуру для монтажа.
Сколько надо трубки для ГБО
Подбирать метраж расходной трубки для ГБО надо по длине автомобиля с запасом примерно 1 м. 1.5-2 метра длины заправочной обычно хватает для любого авто (зависит от того куда выведен ВЗУ).
Чтобы соединить пластиковые трубки с редуктором и мультиклапаном, нужно использовать специальные фитинги и переходники для ГБО трубок. Также бывают соединители разных диаметров, угла наклона, поворотные и без.
Если расходная труба 6 мм, значит, потребуются два фитинга соответствующего размера, также 2 шт. на 8 мм для заправочной магистрали.
Как заменить медную трубку на пластиковую
Если принято решение о смене газовой магистрали с меди на пластик, кроме необходимой длины/диаметра трубопровода, также нужно приобрести установочную арматуру (скобы). Покупать скобы следует из расчёта 1 штука для монтажа 30-40 см трубки.
Замена медной трубки ГБО на пластиковую производится в несколько этапов:
- демонтаж старого газопровода;
- установка термопластика;
- проверка системы на утечки.
Снятие
Для того чтобы снять медную трубку можно не стравливать газ из баллона, а просто перекрыть вентиль на мультиклапане. О том, как правильно и безопасно дегазировать ёмкость мы рассказывали здесь. Важно убедиться в исправности запорной арматуры.
Затем спустить остатки газа, открутив крепёжные гайки на редукторе, а также мультиклапане. Далее снять скобы крепления трубки и демонтировать старую магистраль.
Таким же методом, открутив гайку от мультиклапана и ВЗУ, снять заправочную трубку.
Установка
Монтаж термопластиковой трубки ГБО, к днищу автомобиля, производится аналогичным способом при помощи крепления скоб саморезами. Желательно прокладывать газопровод рядом со штатной бензиновой магистралью, избегая подвижных элементов подвески, не допускать заломов (сильных перегибов), а также источников нагрева (система выхлопа, особенно выхлопной коллектор).
Главные условия для того чтобы качественно и надёжно выполнить соединение трубки, без дополнительной герметизации:
- использование фитингов и трубок одного производителя;
- соблюдение соосности сопряжения (избегать перекосов при затяжке);
- не прилагать чрезмерного усилия при затяжке гаек (18 Н*м для 6 мм, 42 Н*м для 8 мм будет достаточно);
- применять ниппель-бонки, обжимные шайбы, конусные муфты один раз.
Ко всему прочему обрезать концы трубок надо строго под 90 градусов. Желательно при этом использовать специальные кусачки либо нож.
Более подробно о том, как соединить пластиковые трубки на ГБО, а также медные и алюминиевые, можно ознакомиться наглядно по видео ниже.
Проверка
По окончании установки необходимо убедиться, что во всех соединениях отсутствуют утечки газа, включая шланги. Всё про шланги к газовому оборудованию можно узнать тут.
Проверку следует проводить при помощи мыльного раствора или газоанализатора. В случае выявления утечек необходимо обязательно устранить их появление. Сделать это можно методом дозатяжки крепежа, применением фум ленты (рекомендуется при аварийных случаях) или заменой сопряжения.