Последнее обновление - 2 апреля 2020 в 07:11
Для понижения вредных температурных нагрузок и сохранения работоспособности газораспределительного механизма ДВС автомобиля, в конце 70-х годов учёные из Австралии изобрели специальное масло. По их мнению, набор присадок, присутствующий в данной жидкости способен смазать, а также охладить рабочие поверхности пары седло/тарелка клапана.
Вопрос о преждевременном выходе из строя клапанной системы мотора, актуален среди владельцев машин с газовым оборудованием. Попытаемся разобраться, как работает дополнительная система смазки клапанов на двигателе авто, нужен ли лубрикатор для ГБО, также рассмотрим виды и способы установки капельницы.
Что это такое и для чего нужна капельница
В подкапотном пространстве монтируется бачок, из которого по трубопроводу (посредством разряжения на впуске), жидкость поступает во впускной коллектор ДВС. Далее смешавшись с воздухом, пройдя через открытый впускной клапан ГБЦ (на такте впуска), смесь следует в камеру сгорания, откуда после рабочего хода поршня частицы лубриканта попадают на поверхности головки клапана и его седла. Так происходит смазка/охлаждение нагруженных деталей.
Производителями заявлено повышение срока службы клапанов и их сёдел, что достигается рядом преимуществ данного устройства:
- снижение термических перегрузок сопряжения седло-клапан;
- предотвращение прогорания клапанов;
- защита от просадки сёдел;
- охлаждение, смазывание, очистка рабочих поверхностей сопряжения.
К тому же разработчики утверждают, что присадка понижает вредные выбросы выхлопа, очищает топливные форсунки и даже уменьшает расход топлива.
Так ли это на самом деле? Из открытых источников нет достоверной информации о каких-либо лабораторных испытаниях имеющих ярко выраженный положительный результат. Тем не менее, эта система получила широкое применение в странах Европы, Америки и не только на авто с газовым оборудованием. Но, как известно условия эксплуатации, а также качество топлива, будь то пропан, метан, бензин или дизельное, не сопоставимы с нашими.
Изучив мнение автовладельцев использующих капельницу, можно понять, что есть те, кто видит очевидную выгоду, есть те, для кого нет разницы, но их убедили в положительном эффекте лубрикатора при монтаже ГБО. Также бытует мнение, что капельница для ГБО – это полный развод на деньги, производителями и установщиками, а средство от прогара клапанов это правильная настройка газовой установки и монтаж вариатора УОЗ.
Так или иначе, но утверждать отрицательного эффекта при использовании системы охлаждения и смазки клапанов мы не берёмся. Существует лишь несколько вопросов, на которые пока нет чётких ответов:
- каким образом достигается равномерное распределение порций масла по цилиндрам мотора;
- зачем нужна дополнительная смазка рабочих поверхностей клапанов, если и так штатная система смазки ДВС учитывает подвод так называемого «масляного тумана» во впускной тракт;
- те утверждения разработчиков, что температурная нагрузка снижается на 5-10 градусов, при использовании лубриканта с ГБО, считаем не существенными.
Виды и стоимость лубрикаторов
Лубрикаторы для авто с ГБО существуют двух видов:
- с распределённой подачей;
- с общей подачей.
Также они бывают с механической регулировкой потока жидкости или электронной.
Таблица производителей лубрикаторов и жидкостей к ним, с ценами:
Производитель лубрикатора | Вид подачи жидкости | Управление | Цена, руб. | Производитель жидкости | Стоимость за 1 литр, руб. |
---|---|---|---|---|---|
Flashlube (флэшлюб) | общий | электронное | 9800 | Флэшлюб | 1500 |
Flashlube (флэшлюб) | общий | механическое | 3800 | GasLube (Диджитроник) | 780 |
JLM | распределённый | механическое | 6170 | Valvex | 1050 |
Supap Oil | общий | механическое | 3590 | Liqui Moly | 1020 |
Supap Oil | 980 |
Установка и настройка устройства
Установочный комплект лубрикатора включает:
- емкость для жидкости с дозирующим устройством;
- кронштейн с набором крепежа;
- соединительные трубки;
- хомуты, переходники, штуцера.
В комплект FLASHLUBE уже включена тара с маслом объёмом 500 мл.
Монтаж
Процесс установки заключается в подборе подходящего места под капотом автомобиля, где необходимо предусмотреть несколько моментов:
- прежде чем приступить к монтажу, необходимо снять клемму аккумулятора;
- монтировать сосуд нужно на достаточном расстоянии от нагреваемых элементов двигателя;
- регулировочный винт должен находиться в свободном доступе;
- резервуар надо монтировать строго вертикально;
- шкала уровня жидкости должна хорошо просматриваться;
- емкость желательно расположить ниже вакуумной системы мотора.
Затем смонтировать кронштейн и установить капельницу. После чего определить место врезки штуцера для подачи. Для инжекторных авто оптимальной будет точка на расстоянии 70-120 мм после дроссельной заслонки. На карбюраторных двигателях желательно поставить штуцер непосредственно за дроссельной заслонкой.
Если нет штатных отверстий для врезки, необходимо просверлить отверстие подходящего диаметра, затем нарезать резьбу и вкрутить штуцер. При этом хорошо бы использовать герметик для резьбовых соединений, а также минимизировать попадание стружки во впускной тракт.
На случай если приобретён комплект для распределённой подачи масла, придётся сверлить отверстия во впускном коллекторе непосредственно для каждого цилиндра.
При покупке комплекта с автоматической регулировкой подачи жидкости, необходимо установить электронный блок не далее чем 30 см от емкости, при этом важно предусмотреть возможные тепловые нагрузки. Затем протянуть и закрепить провода к резервуару, а также смонтировать светодиод для индикации уровня жидкости в салоне автомобиля на приборную панель. После чего, согласно схеме, подключить разъёмы. Питание можно взять с газовых форсунок или газового клапана.
Регулировка
Процедура настройки капельницы с механической регулировкой подачи, сводится к установке скорости потока жидкости. Для этого необходимо наполнить ёмкость лубрикатора маслом 400-450 мл. Затем при устойчивой работе ДВС на холостых оборотах, при помощи винта для регулировки, настроить скорость потока жидкости примерно 10-12 капель за одну минуту. Если настройка произведена правильно, 1 мл присадки должен расходоваться на 1 литр топлива.
Для регулировки автоматической подачи, необходимо при помощи плоской отвёртки, на электронном блоке управления, повернуть винт-регулятор. Стрелка винта должна быть повёрнута в направлении цифры (от 1 до 9) соответствующей мощности двигателя (кВт или л.с.), согласно таблице.
Видео по установке лубрикатора ГБО (на английском языке):