Последнее обновление - 22 мая 2020 в 10:02
Количество устаревшего транспорта находящегося в эксплуатации на территории СНГ, позволяет ГБО 2 поколения по-прежнему пользоваться популярностью. Устройство и принцип работы оборудования дают возможность устанавливать его как на карбюраторные, так и инжекторные авто.
В данной статье мы расскажем, как работает второе поколение газовой системы, о её преимуществах и недостатках, а также какого производителя лучше выбрать для установки.
Что входит в комплект
Устройство ГБО 2 поколения на карбюратор:
- газовый баллон
- редуктор
- газовый клапан
- мультиклапан
- заправочный клапан
- магистральные трубки
- рукава
- проводка
- переключатель вида топлива
- смеситель или врезки для карбюратора
- дозатор («винт жадности»)
- электроклапан бензиновый
Комплектация 2-го поколения ГБО на инжектор включает:
- топливная ёмкость
- редуктор-испаритель
- баллонная арматура с заправочником
- газовые магистрали
- электропроводка
- кнопка переключения режимов газ/бензин
- смеситель
- клапан электромагнитный
- эмулятор бензиновых форсунок
- эмулятор лямбда-зонда (датчика кислорода)
Как работает 2-ое поколение
Обе системы являются эжекционными, подача газа (пропано-бутановой смеси) осуществляется за счёт разряжения воздуха во впускном тракте, т.е. газовое топливо поступает благодаря эжекции. Основное отличие карбюраторной системы от инжекторной – отсутствие дополнительной электроники, а также другой переключатель типа топлива и смеситель.
Принцип работы ГБО 2 поколения на карбюраторном двигателе предполагает первоначальный пуск/прогрев мотора на бензине. Затем необходимо перевести клавишу включения установки в нейтральную позицию («О») для выработки остатков бензина из поплавковой камеры карбюратора. Нейтральное положение переключателя блокирует бензиновый электроклапан.
Тем временем сжиженный пропан, находясь под давлением 1,5-1,6 МПа (15-16 атмосфер) по расходной магистрали поступает из баллона к редуктору. В уже прогретом редукторе, от охлаждающей жидкости ДВС, топливо переходит в паровую фазу.
После чего переводом клавиши в третье положение («II») открывается газовый клапан. Через фильтры грубой, тонкой очистки, дозатор, смеситель или врезки газ поступает в диффузор карбюратора.
Чтобы обратно перейти с газа на бензин нужно включить переключатель в первоначальное положение («I»).
Если по какой-то причине машина глохнет, газовый клапан автоматически выключается.
Принцип действия газового оборудования второго поколения на инжекторном моторе мало отличается. Кроме того что работа системы происходит по выбору в полуавтоматическом либо принудительном режиме. Это значит, что после достижения определённых оборотов двигателя происходит автоматическая активация газового клапана (чаще всего соответствует средней позиции кнопки «О»). Положение «I» — работа штатного топлива, «II» — принудительное включение газа. Регулировка срабатывания от величины оборотов производится на корпусе самой кнопки.
При срабатывании электроклапана эмулятор форсунок отключает бензиновые инжектора, а блоку управления отдаёт сигнал об их корректной работе. Эмулятор кислородного датчика (лямбда-зонда) посылает нужную команду ЭБУ, тем самым предотвращая вывод ошибки об обеднённой топливной смеси.
Плюсы и минусы системы
К преимуществам ГБО 2 можно отнести:
- дешевизна установочного комплекта по сравнению с 4 поколением
- простота и скорость самостоятельного монтажа
- лёгкая регулировка, не требующая специального оборудования
- возможность принудительного пуска ДВС на газе
Недостатки:
- предназначено для автомобилей до экологического класса евро 2
- из-за неверной настройки могут происходить обратные хлопки в систему впуска
- появляется необходимость слива конденсата из редуктора
- возможен повышенный расход топлива и потеря мощности (4-ое поколение показывает более стабильные характеристики)
Какое газовое оборудование 2 поколения выбрать
Установочные комплекты второго поколения обычно продаются малыми наборами, в которые входят лишь основные агрегаты, где редуктор играет главную роль, а всё остальное подбирается индивидуально. Поэтому вся суть выбора сводится к расчётной мощности испарителя и фирме производителю оборудования. Лучше всего подбирать более производительный редуктор с запасом, т.е. его мощностные характеристики на 20-30% должны быть выше аналогичных показателей двигателя авто.
По производителям мы составили личный рейтинг:
- Томасетто, Атикер, Ловато – доступность, ремонтопригодность, при должном уходе достойный срок службы (2-3 года до замены мембраны)
- БРС – все те же параметры, но немного выше цена, плюс повышенный ресурс.