Газовое оборудование 6-го поколения на авто – есть ли предел совершенству

Топливный модуль FSU
Топливный модуль FSU

Газобаллонное оборудование (ГБО) для автотехники продолжает совершенствоваться. За относительно небольшой промежуток времени оно претерпело шесть циклов модернизации. Российский рынок ещё не успел «переварить» пятое поколение, а в двери уже стучится ГБО 6 поколения, и будет ли оно последним – большой вопрос.

Краткая история автомобильных газовых систем

О первых двух поколениях можно сказать лишь одно: они безнадёжно устарели и лишь изредка встречаются, главным образом, на карбюраторных автомобилях преклонного возраста.

У третьего поколения появились механические форсунки в совокупности с различными датчиками и электронным блоком управления (ЭБУ).

Четвёртое поколение ГБО на сегодняшний день является самым распространённым и подходит для большинства инжекторных ДВС. Оно оснащено уже  электромагнитными форсунками и более совершенным ЭБУ. Однако со временем и этого оказалось мало – стали появляться автотранспортные средства с прямым впрыском топлива и достаточно сложной электронной схемой управления газораспределительным механизмом (ГРМ), что обусловило необходимость разработки очередного поколения газового оборудования.

В пятом поколении ГБО была реализован принципиально новый подход: вместо газо-воздушной смеси во впускной коллектор с помощью специального насоса впрыскивается жидкий газ, что позволило отказаться от традиционного редуктора-испарителя и свести к минимуму различия между работой мотора на бензине и газе.

Казалось, пик совершенства наконец-то достигнут. Но нет, разработчики и конструкторы голландской фирмы Виалле (Vialle) продолжили исследования в данном направлении и пришли к выводу, что ресурсы модернизации далеко не исчерпаны. В результате было создано газовое оборудование 6 поколения. Это оборудование в полной мере подходит для ДВС с непосредственным впрыском (TSI, FSI, SCTI, SIDI, DISI, GDI и др.).

Схема ГБО 6
Схема ГБО 6 поколения

Устройство газобаллонного оборудования шестого поколения и принцип его работы

Основными компонентами системы являются:

  1. Газовый баллон со встроенным газовым насосом.
  2. Топливный насос высокого давления (ТНВД).
  3. Модуль согласования FSU (выбора топлива).
  4. Газовый электронный блок управления (ЭБУ).
  5. Переключатель газ/бензин.
  6. Датчики давления и температуры.
  7. Газовый фильтр.
  8. Газовые трубопроводы (заправочный, подающий, возвратный).

Характерной чертой ГБО-6 является то, что оно не только лишено газовых форсунок, но и не нарушает алгоритм работы бензиновых форсунок (чем грешит ГБО-4).

Открытие водительской двери приводит к срабатыванию датчика, который передаёт сигнал ЭБУ на включение газового насоса. Последний поддаёт сжиженный газ из баллона в топливную магистраль и создаёт нужное давление. Двигатель готов к старту, причём сразу на газе даже при отрицательной температуре (что было нереально на 4-м ГБО).

ТНВД обеспечивает круговую циркуляцию газового топлива, что предотвращает избыточный нагрев газа в двигательном отсеке и, как следствие, угрозу его перехода в газообразное состояние.

ЭБУ управляет датчиками, отвечающими за правильную подачу газа, и контролирует работу модуля, который выборочно пропускает сквозь себя бензин или газ, а встроенный в него насос выравнивает перепад давлений в момент перехода с одного вида топлива на другой.

Также, для российских условий идеально подходит система впрыска от компании Айком (Icom jtg), поскольку модули европейских фирм (BRC Ldi, Vialle LPdi и др.) ориентированы на рынок ЕЭС и не допускают вмешательства в программное обеспечение, что исключает возможность перенастройки.

Таким образом, шестое поколение ГБО на сегодняшний день – самая прогрессивная система, позволяющая ДВС равнозначно работать на двух видах топлива в любом температурном и нагрузочном режиме.

Отличия от 4 и 5 поколений

По большому счёту ГБО-5 и ГБО-6 – родственные души. И то, и другое основывается на использовании жидкой газовой фракции. Но разница всё-таки есть, и весьма существенная: если в пятом поколении пропан-бутановая смесь впрыскивается во впускной коллектор через собственные газовые форсунки (технология Lpi), то в шестом поколении этот впрыск осуществляется напрямую в «родные» бензиновые форсунки (технология lpdi). То есть одним важнейшим элементом становится меньше. Правда, добавляется новый элемент – модуль выбора топлива.

А вот отличие от ГБО-4 – радикальное. «Четвёрка» работает на газо-воздушной смеси, приготовляемой редуктором-испарителем, который, в свою очередь, интегрируется в систему охлаждения ДВС. Газобаллонное оборудование четвёртого поколения требует периодического серьёзного обслуживания и ремонта, а именно:

  • ремонт/замена редуктора (от 4 000 до 6 000 руб.);
  • ремонт/замена форсунок (может обойтись в 10 000 руб. и более);
  • замена шлангов (от 1 000 до 2 000 руб);
  • диагностика и замена фильтров в среднем через каждые 10 000 км (от 1 500 до 2 000 руб).

Если к деньгам приплюсовать потраченное время, то общие потери трудно недооценить.  А вот обслуживание ГБО-6 сведено к минимуму. В нём присутствует только один большой фильтр, срок службы которого сопоставим с жизненным циклом всего оборудования. А стоимость профилактики бензиновых форсунок резонно отнести к общим расходам на ТО автомобиля.

Установка ГБО 6-го поколения

Технология LPdi разрабатывалась для современных двигателей с инжекторной системой прямого впрыска, поэтому устанавливать ГБО-6 на автомобили с распределённым и тем более с центральным впрыском не имеет смысла.

Схема подключения 6-го поколения ГБО предусматривает вмешательство в топливную систему и штатную электронику, поэтому монтаж/настройку оборудования следует доверять только профессионалам, получив при этом гарантийные обязательства от сервисного центра.

При выборе ГБО лучше ориентироваться на признанных мировых производителей. В подавляющем большинстве случаев это итальянские фирмы (BRC, Lavato, Landi Renzo и др.), имеющие в своём распоряжении НТЦ и испытательные полигоны и использующие комплектующие изделия проверенных поставщиков. Стоит также обратить внимание на голландскую Prins, особенно популярную на Украине.

На сегодняшний день стоимость комплекта ГБО последнего поколения вместе с установкой обойдётся недёшево – порядка 2500 евро. Поэтому есть смысл сделать предварительные расчёты и прикинуть экономическую целесообразность принятия такого решения. В частности, если автомобиль «прожорлив» и эксплуатируется достаточно интенсивно (20 тыс. км в год и более), оборудование окупится года через 2,5-3 (при условии, если двукратная разница в цене бензина и газа не изменится). Дальше наступит сплошная экономия и приятное ощущение от разумно потраченных денег.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector